Девушки, играющие на музыкальных инструментах |
Музыка в Древнем Риме
Народная музыка
древних римлян имела давние традиции, но профессиональную музыкальную культуру римляне переняли от
греков. Как и в Греции, поэзия в Риме была тесно связана с музыкой. Оды
Горация, эклоги Вергилия пелись. В трагедии вводили кантики (музыкальные
вставки), исполняемые голосом или тибией
(древнеримский инструмент типа флейты). В цирках и театрах
выступали громадные хоры и оркестры. Богатые римляне содержали капеллы и
оркестры. В столицу империи стекались музыканты из Греции, Сирии, Египта и других
завоеванных областей. Пользовались успехом публичные концерты виртуозов. В
капитолийских состязаниях участвовали певцы и музыканты, награждавшиеся
лавровым венком. При дворе Августа славился певец Тигеллий, любимцем Калигулы
был актер-певец Апеллес. При дворах Нерона и Адриана блистали своими
композициями китареды Менкрат и Месомед Критский (критский музыкант 2 в н. э., сохранились
3 гимна Месомеда). У римлян, как и вообще у италийских
народов, не было собственных музыкальных инструментов, кроме флейты (если не
считать военные рога и трубы). Струнные инструменты появились у них уже в более
позднее время от греков вместе с греческой музыкой. Флейта была издавна
известна этрускам, к которым она пришла с Востока, и они ее до такой степени
усовершенствовали, что, по свидетельству Поллукса, у них был даже инструмент
вроде органа, составленный из бронзовых флейт, в которые воздух вдувался мехами
или, при больших размерах инструмента, давлением воды. От этрусков флейта
перешла к римлянам, вероятно, тоже очень рано, так как уже Нумой была
учреждена в Риме коллегия флейтистов. Поэтому
неудивительно, что первые появившиеся в Риме греческие флейтисты потерпели
неудачу. Вполне вероятно, что римские флейты были уже и тогда гораздо лучшей
конструкции, чем греческие. У этрусков были флейты из слоновой кости, из буксового дерева (преимущественно
культовые инструменты), из корня лотоса, из ослиных костей и серебра; была
найдена также бронзовая этрусская флейта (рис. 1, а). Флейты были одиночные и
двойные. В одиночных отверстие для вдувания воздуха находилось либо на конце
трубки, либо сбоку. Разновидность флейты с загнутым концом была заимствована у
фригийцев (рис. 1, г). Реже встречалась фистула или сиринга (цевница) —
соединение нескольких простых флейт неравной длины (рис. 1, е, ж, з). В
двойных флейтах стволы либо соединялись одним мундштуком, либо оставались
свободными. Входящие в инструмент флейты могли быть одинаковыми (парными) или
различными по форме и тону (непарными) (рис. 1, б, в, г). В непарных флейтах
различали правую и левую флейты: на первой играли правой рукой, на второй —
левой; тон первой был ниже тона второй, поэтому она преобладала в серьезной,
торжественной музыке, а вторая — в веселой; правая флейта была ведущей, а левая
аккомпанирующей. Судя по изображениям на памятниках, парные флейты бывали
различной длины и формы, то прямыми, то изогнутыми, и в последнем случае иногда
расходились, начиная только с середины. При игре римские флейтисты, подобно
греческим, накладывали себе на рот повязку с отверстиями, в которые вставляли
мундштуки флейт (рис. 1, б, в). Струнные инструменты появились у римлян не ранее императорской эпохи. Они были заимствованы ими частично от греков, частично у западноазиатских народов, некоторые даже от египтян, и почти все сохранили свои местные наименования (ср. рис. 2). Главными из них были кифара (cithara) и лира в ее различных видах (рис. 2), называвшаяся так потому, что ветви ее походили на рога, а иногда действительно делались из цельных рогов дикой козы или антилопы. Позднее, для больших музыкальных представлений, прибавились греческий треугольник, египетская гитара, восточные арфа, самвика, наблий и почти все известные тогда инструменты. К ударным инструментам принадлежали:
скабиллум — две соединенные шарниром довольно толстые дощечки, которые
подвязывали под ступню как подошву и, наступая на них, отбивали такт; цимбалы —
то же, что наши тарелки; кастаньеты; тамбурин или тимпан,
треугольник, египетский систр, введенный вместе с культом Исиды, и различные
инструменты из колокольчиков, в том числе бубен и погремушки из бубенчиков. К
ударным следует отнести найденный в Этрурии (часто встречающийся в изображениях
вакхических сцен) металлический инструмент, состоящий из плоских кружочков,
нанизанных на бронзовый прут.
На этой римской мозаике из Помпеи изображены бродячие музыканты, играющие на авлосе, кроталоне и тамбурине.
По материалам издательства "Советская энциклопедия" П. Гнедич. Античность. Древняя Греция и Рим.
При цитировании просьба сделать ссылку на сайт: www.geige2007.narod.ru
|
Мальчик, играющий на тибии
Букцина
Этрусский юноша, играющий на флейте
|
|
Разработка сайта - Игорь Лущенков, г. Смоленск
Каталог "Классическая музыка в интернете" ВсеУрлы - сборник ресурсов Каталог http://avset.ru Белый каталог ссылок Программирование для всех. ГРЮНДИК.RU |