Гвидо д’Ареццо (Guido d’Arezzo) (около 992 — около 1050), итальянский музыкальный теоретик. Его реформа нотного письма (ввёл 4-линейный нотный стан) стала основой современной нотации. |
Средневековая музыка. См. "Музыкальные инструменты Средневековой Европы"
Особый характер средневековой культуры определяется прежде всего связью с христианской церковью. Вплоть до Возрождения ей были полностью подчинены наука, образование, профессиональное искусство. Для музыкального искусства средневековья громадное значение приобрело своеобразное разделение различных его областей. С одной стороны существовало церковное профессиональное искусство, постепенно объединившее различные страны. С другой стороны развивалось местное народное искусство. Важнейшими центрами профессиональной музыкальной культуры раннего средневековья были монастыри и певческие школы при них. В IX веке прославились школы Сен-Галльского монастыря, в Аллемании, Метце и во Франконии. Везде наблюдались тенденции украшения мелодий хоралов, появлялись все новые вводные мотивы, вставные стихи между каноническими напевами, постепенно народная мелодика проникала в богослужебное пение.
В Италии в XII-XIII вв. развился особый жанр духовной лирики - "лауда" (гимн). С XIII века лауды распевались в народе как безымянные духовные песни, простые и бытовые. В то время, когда в европейских странах зарождались новые формы светской и духовной лирики, проходило и раннее развитие нового многоголосного стиля. Первоначально проявилась тенденция «наслаивать» второй голос на уже известные хоралы и секвенции. Часто этот новый свободный голос - дискант, становился главным, иногда у дисканта был и свой текст, что усиливало его самостоятельность. Позже на хорал наслаивается не один, а больше голосов, хорал попадает в тенор. Верхние голоса - пышное красивое многоголосье. Развитие многоголосья привело и к новым жанрам в светской музыке. Самым характерным жанром в XIII веке стал мотет, духовная светская многоголосная песня. Большую популярность приобретает бытовая полифоническая форма - рондель или рота. Это обычно канон с шутливым содержанием. Самые известные каноны поются до сих пор, например «Летний канон» из Англии (голоса вступают друг за другом с определенным интервалом времени, количество голосов доходит до 6-7, когда первый поющий заканчивает мелодию, он может петь ее с начала новым текстом). В 19 веке в бенедектинском монастыре местности Бёйрон (Beuron), в предгорьях Баварских Альп был найден песенный сборник, составленный неизвестным лицом в Баварии около 1300 г. При первом издании в 1847 году он получил латинское название "Carmina Burana" (буквально - песни из Бёйрона). Содержит стихи поэтов Франции, Германии, Англии и Италии на средневековой латыни (частично на немецком и французском языках), распределенные по 4-м разделам: морально-сатирические стихи, любовные стихи, застольные и игровые песни, духовные и школьные драмы (148 песен и фрагментов). Сборник знакомит с репертуаром странствующих певцов из среды семинаристов, студентов (вагантов, от латинск. Clerici vagantes - странствующие клирики). На тексты из "Кармины Бураны" К. Орф написал одноименную сценическую кантату ("светские песни для голосов и хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене"), исполненную 8 июня 1937 года во Франкфурте-на-Майне и позднее вошедшую в его театральный триптих "Триумф". Высокое профессиональное искусство Средневековья и в церкви, и в обществе подготовило совсем новую эпоху, которую принято считать началом Возрождения.
*Миннезингер (нем. Minnesinger, от Minne - любовь и Singer - певец), певец любви - немецкий средневековый поэт-певец, автор-исполнитель произведений рыцарской лирики 12-13 вв., т.н. миннезанга. Наиболее видными миннезингерами были: Рейнмар фон Хагенау, Конрад Вюрцбургский, Вольфрам фон Эшенбах, Генрих фон Мейсен, прозванный Фрауэнлоб.
По материалам издательства "Советская энциклопедия"
При цитировании просьба сделать ссылку на сайт: www.geige2007.narod.ru
|
С первых годов VI столетия до конца Средних веков во всех монастырских и епископских школах была одна и та же программа: в них преподавали богословие, trivium (грамматику, риторику и диалектику) и quadrivium (арифметику, геометрию, астрономию и музыку). |
|
Разработка сайта - Игорь Лущенков, г. Смоленск
Каталог "Классическая музыка в интернете" ВсеУрлы - сборник ресурсов Каталог http://avset.ru Белый каталог ссылок Программирование для всех. ГРЮНДИК.RU |